reductor111 (reductor111) wrote,
reductor111
reductor111

  • Music:

«Военно-воздушные силы» Российской империи в Русско-Японской войне.

(Отрывок из 7 тома работы Военно-исторической комиссии по описанию РЯВ, посвященный действию воздухоплавательных частей: Т.7, ч.1, стр. 171-174)

В июне 1904 г. прибыла в Ляоян сформированная в Европейской России для военных действий Сибирская воздухоплавательная рота.


10 июля она была командирована в состав 10-го арм. корпуса, расположенного в районе Таампин – Гуцзяцзы. Находилась там с11 по 17 июля, при чем ею было сделано 4 подъема: один пробный на 140 метров и 3 наблюдения за противником на высоту от 250 до 500 метров. Ненастная погода мешала наблюдениям и только один раз у Гуцзяцзы удалось осмотреть расположение противника с расстояния 5 ½ верст. 18 июля рота вернулась в Ляоян и до 9 августа занималась починкой имущества, пострадавшего при походном движении по дурным дорогам.

С 9 по 14 августа производились рекогносцировки путей движения шара для предстоящих наблюдений с различных пунктов Ляоянской позиции. С 15 по 19 число рота делала почти непрерывные подъемы шара для наблюдений на юг, запад и север от Ляояна. Наблюдения производились с расстояния 5-10-12 верст. Положительные результаты получались почти исключительно при определении мест расположения неприятельских батарей и разрывов снарядов; движение пехоты улавливалось очень редко, да и то гадательно. При приближении к противнику до 5 верст шар обстреливался шрапнелью и шимозами, но почти безрезультатно: за все время оказалось только три пробоины шрапнельными пулями.

20 августа воздухоплавательная рота была отправлена походным порядком в Телин, а к 1 сентября была возвращена к Мукдену, где поступила в распоряжение командира 10-го арм. корпуса , стоявшего близ Мандаринской дороги к югу от Мукдена. С 7 по 14 сентября рота произвела 4 пробных подъема для ознакомления с впереди лежащей местностью и для выработки способа передачи донесений с шара сигнализацией, без помощи телефона. 22 сентября рота двинулась вперед с авангардом 10-го арм. корпуса, при чем по пути в д.д. Бейтапу, Сыгуантунь, Подавяза, Сахэпу и Хоутхай произвела 5 подъемов для наблюдения за противником. Последний подъем был сделан 1 октября, а 5 числа газ из шара был выпущен и рота отошла на бивак к Мукдену.

Для производства всех описанных подъемов с июля до октября потребовалось 6 наполнений шара, на что было израсходовано: кислоты – 2550 пуд., едкого натра – 33 пуд., кокса – 18 пуд., хлористого кальция – 33 пуд., железных стружек и опилок – 2720 пуд., всего 5354 пуда, т.е. почти по 900 пудов на одно наполнение.

С октября до конца декабря рота находилась на биваке у Мукдена, а с 1 января вошла в состав I армии. Здесь она произвела только один подъем – 7 января у Хуаншань, и затем 29 января была переведена во II армию.

В бытность при этой армии рота производила подъемы шара 6, 7, и 9 февраля у д.д. Синтайцзы, Дахентайцзы и Гуцзяцзы для наблюдения за неприятельскими укреплениями у д. Сандепу. При подъеме в д. Гуцзяцзы шар обстреливался на расстоянии 2 – 2 ½ верст шимозами и шрапнелью, но безрезультатно. С 12 февраля рота вместе с войсками II армии отступала к Мукдену, а затем к Телину, куда прибыла 26 февраля. За это время были произведены подъемы в д.д. Сяхентайцзы, Дахентайцзы, у железнодорожного моста через р. Хуньхэ, у Мукдена и у Императорских могил, причем во время последнего подъема наблюдателями, находившимися на шаре, было обнаружено движение неприятельской колонны силой около дивизии пехоты на ст. Хушитай и об этом были своевременно предупреждены наши войска.

После Мукденского сражения Сибирская воздухоплавательная рота к 26 марта была перевезена в Харбин, где и вошла впоследствии в состав 2-го В.-С. воздухоплавательного батальона.

Первый же опыт военных действий Сибирской воздухоплавательной роты выяснил, что имущество ее малопригодно для полевой войны вследствие того, что способ добывания газа реакцией железных стружек и серной кислоты требует большого количества тяжеловесных и неудобных в перевозке веществ. Кроме того, личный состав ее оказался недостаточным для обслуживания армии, протяжение фронта которой нередко требовало воздушных наблюдений одновременно в нескольких пунктах. Поэтому в Главном Инженерном управлении немедленно был выработан штат и табель имущества для воздухоплавательных батальонов 2-ротного состава и вместе с тем было произведено улучшение в воздухоплавательном деле путем перехода от кислотного способа добывания газа к щелочному – действием едкого кали на алюминий, благодаря чему было достигнуто значительное облегчение обоза и простота перевозки химических веществ.


Командир 1 В.С. воздухоплавательного батальона полковник А.М.Кованько.

По выработанному штату был сформирован в Европейской России 1-й В.-С. воздухоплавательный батальон, который прибыл в Харбин в начале октября 1904 г. 18 ноября батальон был вызван в Мукден, где в течение месяца занимался практикой, а затем 20 декабря 1-я рота его была назначена в III армию, 2-я же – во II армию.

Шар 1-й роты с 26 декабря по 10 января производил подъемы в районе расположения 5-го Сиб. корпуса , рекогносцируя неприятельские позиции, и дал много ценных сведений, касавшихся вида и расположения укреплений противника. Во время операции II армии у Сандепу шар не мог работать вследствие неблагоприятных метеорологических условий: сильного мороза, ветра и снежной вьюги. С 16 января шар возобновил подъемы, продолжая рекогносцировки неприятельских позиций перед 5-м, 6-м Сиб. и 17-м арм. корпусами.

27 января 1-я рота, израсходовав все химические материалы, вернулась на бивак в Мукден.



2- рота с 25 декабря по 6 января производила почти ежедневно подъемы шара близ д. Дачжуанхе с целью определения расположения неприятельских укреплений от д. Холянтай на запад до р. Хуньхэ, в особенности в районе д.д. Холянтай, Сандепу и Лидиатунь. 6 и 7 января производились наблюдения только д. Сандепу с расстояния до 2 ½ верст; при этом был обнаружен близ Сандепу за ручьем особый поселок (Баутайцзы), приспособленный к обороне, кроме того – укрепления и редуты в самой д. Сандепу. 9 января газ был выпущен и затем вследствие неблагоприятных условий погоды шар мог начать подъемы лишь 14 января. Наблюдения производились в районе д.д. Сандепу, Сяотайцзы и Лидиатунь и обнаружили усиленные работы противника по укреплению этого участка позиции. 26 января 2-я рота тоже израсходовала все материалы и присоединилась к 1-й роте на биваке у Мукдена. На место ее, как уже было упомянуто, прибыла из I армии Сибирская воздухоплавательная рота.



Во время Мукденского сражения 1-й В.-С. воздухоплавательный батальон участвовал в боях в составе сводного полка резерва Главнокомандующего; по отступлении армии на Сыпингайские позиции, отправился в Харбин для приведения в порядок имущества и возвратился в Гунчжулин в середине мая.
В конце апреля 1905 г. прибыли в Харбин имущество и личный состав для сформирования 2-го В.-С. воздухоплавательного батальона. В него вошла часть личного состава Сибирской воздухоплавательной роты, имущество же ее с остальным личным составом, согласно ходатайства Главнокомандующего, возбужденного еще в ноябре 1904 г., было обращено на формирование Владивостокской воздухоплавательной роты. В конце июня батальон прибыл в Гунчжулин.

К сентябрю 1905 г. прибыл в Гунчжулин 3-й В.-С. воздухоплавательный батальон. Таким образом, в действующей армии собралось 3 воздухоплавательных батальона, 2-ротного состава каждый, но участия в военных действиях им принимать уже не пришлось.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments