reductor111 (reductor111) wrote,
reductor111
reductor111

  • Music:

«А моральный фактор вы учитываете?»

Пара мелких эпизодов на "задворках" большой войны
Время действия - лето 1905 года.
Место действия - Приморье, побережье Татарского пролива.


Эпизод первый, длинный и грустный:

Для начала необходимая предыстория:
«29 мая 1905 г. Главнокомандующий телеграфировал временно командующему войсками Приамурского военного округа: «Для защиты залива Де-Кастри предписываю Вам от Николаевского креп. полка назначить без промедления одну роту и два, малого образца, орудия и отправить в залив Де-Кастри….» …..
Во исполнение этого предписания в Николаевске был сформирован отряд в составе роты Николаевского креп. полка и двух 4-фунт. орудий  (всего 230 чел.) под начальством того же полка кап. Виноградова….
До 24 июня отряд был подчинен коменданту Николаевска, г-м Жукову, давшим командиру роты наставление, в котором указывалось, что «главная обязанность командира роты заключается в согласовании действий роты с артиллерией, в напряжении всех сил к упорной обороне п. Де-Кастри и употребления всех средств для отражения противника и нанесения ему вреда». Затем наставление гласило, что командир роты обязан заблаговременно привести в оборонительное состояние здания поста и местные предметы в видах упорной  и постепенной обороны, план которой командир роты должен был выработать по своему усмотрению, оценив условия местности и пункты возможной высадки десанта. Если бы последняя была бы произведена противником в значительных силах, то , согласно наставления, командир роты должен был, оказав самое упорное сопротивление, отходить на Мариинск, уничтожая все то, что нельзя было взять с собою, и портя по пути, как дорогу, так и телеграфную линию.». [1]

А что же было дальше?
«11 июля около 1 часу дня были замечены два японских контр-миноносца,  державшие курс к перешейку с маяком Клостер-Камп. В 1 час 30 мин. дня японцы, высадившись на перешейке, заняли маяк, на котором выкинули свой флаг. По донесению кап. Виноградова, высадилось около батальона, в действительности же японцев было около 50 чел. В 4 часа дня контр-миноносцы отошли от перешейка, взяв курс на север, и в 4 часа 30 мин. дня, остановившись у северной бухты в 4 ½  верстах от п. Де-Кастри, открыли по последнему орудийный огонь. Наши два орудия отвечали, но снаряды давали недолеты. Во время бомбардировки был контужен 1 нижн. чин, но остался в строю.
Кап. Виноградов привел в негодность замки орудий, а последние приказал сбросить в залив, зажег здания поста и отступил с отрядом к озеру Кизи, куда подошел к 12 часам ночи. При отступлении была испорчена дорога и сожжены здания «Станка». Противник занял п. Де -Кастри в 9 час. вечера. От «Станка» отряд продолжил отступление к Мариинску, куда прибыл частями, а именно:  кап.  Виноградов, прапорщ. Чернявский и меньшая часть людей прибыли на лодках по озеру Кизи 12 июля около 10 час. вечера, остальная часть людей с подпоруч. Александровым пришла тайгой 13 июля около 12 час. дня. Отставшие подошли к вечеру этого дня.»[2]

Японская версия событий:
«17/30 июля [здесь какое-то недоразумение с датами] командир «Ариаке» капитан-лейтенант Куцуми с «Ариаке» и «Араре» вышел на разведку в Де-Кастри и в 7 час. утра подошел к бухте Фредерика. Десант, высадившийся у маяка Клостеркамп, людей не заметил, маяк был оставлен; газовая машина, цемент и некоторое количество керосину было брошено; тогда капитан-лейтенант Куцуми приказал «Араре» идти на разведку в Де-Кастри.  «Араре», войдя в залив увидав два передка полевых орудий, а впереди них в окопах несколько неприятельских солдат, выпустил по ним несколько снарядов, но те не отвечали. Заметив в это время за прикрытиями два орудия на лафетах, «Араре» решил ими овладеть и , под прикрытием огня с миноносца, послал для этой цели десант. Когда десант приближался к берегу неприятель открыл стрельбу, причем были легко ранены 3 нижних чина. В 11 час. 35 минут десант овладел неприятельской позицией. Перед бегством неприятель поджег пороховой погреб, который взорвался в 1 час. 20 минут дня. Наш десант перерезал подводный кабель, забрал полевые пушки и проч. и вернулся на судно.»[3]

Такая вот «упорная оборона» получилась.
Вышестоящее начальство Виноградова тоже не поскупилось на эпитеты. В частности, комендант Николаевска генерал Хрещатицкий в своей инструкции командиру 2 Сахалинского батальона подполковнику Пышневу указывал, что произведенная японцами высадка, имела скорее всего целью прервать телеграфное сообщение с Сахалином, но последствия могли быть значительно хуже, вследствие «позорного бегства Николаевского креп. полка кап. Виноградова.»[4]




Эпизод  второй – короткий, но положительный.
Русская версия событий:
«31 июля в 9 час. утра 2 японских контр-миноносца бомбардировали мыс Лазарева, выпустив около 120 снарядов разных калибров и две ленты пулемета. Гранатами было сожжено здание телеграфной конторы. Попытка японцев высадить десант была отбита ружейным огнем поста (3 офицера и 10 нижн.  чинов армии и флота), причем было выпущено 380 патронов. Перестрелка окончилась без потерь. ».[5]

Японская версия событий:
«20 июля/2 августа капитан 2 ранга Фудзимото был освобожден от охраны в Татарском проливе и вернулся в Александровск, но , получив 27 июля/9 августа приказание адмирала Ямада с «Фубуки»,  «Харусаме» и вооруженным катером с «Ниссин» (он был взят в Александровске и служил буксиром; его временно назвали «Крафт»(Craft) и вооружили пулеметами с «Ниссин») – идти на исследование фарватера к северу от мыса Лазарева и на разведку о неприятеле, капитан 2 ранга Фудзимото вышел со своими судами 30 июля/12 августа, на другое утро подошел к мысу Лазарева и, заметив на берегу неприятеля, стал его обстреливать.  Затем, для разрушения неприятельской военной телеграфной станции, сформировал отряд и послал его под прикрытием катера. Когда десант в 8 час. 25 мин. утра подходил к месту высадки, его атаковал скрывавшийся в густом лесу неприятель, силою около одного взвода; под прикрытием огня с катера десант все-таки высадился, заставил неприятеля отступить и , уничтожив военную телеграфную станцию, вернулся на судно. В этой стычке был убит один и ранено 3 нижних чина.»[6]

И в это м случае у русского и японского описания есть расхождения – наши пишут, что попытку высадки отразили, а здание конторы было уничтожено артогнем, а японцы уверяют, что все-таки смогли высадиться и заставили обороняющихся отступить. Однако, ни о каком бегстве, как в предыдущем случае, речи уже не идет.
Наоборот, судя по японскому тексту, налицо  достойная попытка оказать упорное сопротивление. А характеристика «силою около одного взвода» - это уже практически комплимент в адрес обороняющихся, если вспомнить, что их было всего 13 и учесть, что общая численность пехотных взводов в Русской и Японской армиях в РЯВ (по сведениям, любезно предоставленным уважаемым eugen_pinak) могла достигать  54 и 71 человек соответственно.

Вот такие дела – оказывается, что 13 человек с одной «стрелковкой» (не будучи при этом ни «Альфой», ни спецназом, ни ВДВ, ни даже монахами монастыря Шао Линь :) в схожей ситуации  могут сделать больше, чем полнокровная пехотная рота свыше 200 чел., усиленная артиллерией.
К сожалению, в русском описании отсутствует даже фамилия старшего начальника поста на мысе Лазарева (в отличие от  эпизода с Де-Кастри). Я считаю это большим упущением со стороны автора описания, потому что ПМСМ страна имеет право знать не только своих разгильдяев.


  1. Работа исторической комиссии по описанию РЯВ. Том 9. Стр. 135-136

  2. Там же, Стр. 136-137

  3. Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи. Том 4. Стр. 237

  4. Работа исторической комиссии по описанию РЯВ. Том 9. Стр. 140

  5. Там же, Стр. 142

  6. Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи. Том 4. Стр. 237-238

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments
Пользователь oliver_queen92 сослался на вашу запись в своей записи ««А моральный фактор вы учитываете?»» в контексте: [...] Оригинал взят у в «А моральный фактор вы учитываете?» [...]
Спасибо,разница в 2 недели,так?

reductor111

February 9 2016, 05:11:50 UTC 1 year ago Edited:  February 9 2016, 05:13:41 UTC

Да, примерно так. Даже почти три.